Нет ничего нового под солнцем — Управление знаниями в истории человечества

В том, что мы называем когнитивным менеджментом, необходимым для роста и выживания организации, по сути нет ничего нового. Хотя раньше не было порождаемого и мгновенно передаваемого знания (electronically time-shifted) (Burton-Johes, 1999), прошедшие эпохи также нуждались в сведениях, которые еще не были получены. Эволюцию человеческой расы можно рассматривать как путь к «эре знания», ретроспективно связанной с эрой производства, веком Просвещения, Средними веками, античным миром и так далее, вплоть до бронзового века, века железа и каменного века. Древние цивилизации убедительно демонстрируют факты когнитивного менеджмента и организационного научения. Достаточно вспомнить о строительстве пирамид в Египте и Северной Америке, Великой китайской стене, Стоунхендже или зиккуратах Вавилона. Однако при этом существовали и другие формы знания, позволившие создать неувядающие и вызывающие восхищение произведения искусства, математику, астрономию, религиозные и оккультные системы.

Стремясь ослабить республиканский Рим, Ганнибал использовал знание стратегии и тактики Александра Великого; в дальнейшем знание стратегии и тактики их обоих использовал Сципион. Почти за 2 тыс. лет до нашей эры индийские и арабские торговцы [конец стр. 99] пользовались знанием муссонов, бушующих в Индийском океане, далеко к югу от государств, расположенных вдоль берегов Персидского залива и Аравийского моря. По словам морского историка Лайонела Кессона (L.Casson), индийцы и арабы одинаково стремились сохранить в тайне то, что они знали об этих ветрах, поскольку «никто не хотел делиться секретами с возможными конкурентами» (Moore and Lewis, 1999). Россия эпохи Нового времени при Петре Великом (1672-1725) и Екатерине Великой (1729-1796), как и Япония при императоре Мэйдзи (1868-1912) с его лозунгом «Западное знание — японский дух», — это примеры стран, активно искавших западные технологии для собственной модернизации (о России см. Hosking, 1997; о Японии — Sansom, 1977). В XVIII и XIX веках европейским монархам не удалось освоить, т.е. скопировать, технику изготовления китайского и японского фарфора. Поиск знания включал в себя «невообразимое вероломство, алчность и острейший промышленный шпионаж» (Gleeson, 1999).

Интересно, что формы переноса знания, предшествовавшие нашему времени, преодолевали языковые, культурные и географические преграды. Те, кто работает со знанием сегодня, а также развивает стратегию корпораций, должны внимательно изучать межкультурный перенос знания в те времена, когда еще не существовало информационных технологий. Почему они думают, что опыт старого времени полностью непригоден? Он может стать неожиданным источником открытий и решений, свидетельствуя о ничем не замаскированных человеческих талантах и слабостях, ясных как день, и не ограничиваемых информационными технологиями.

Холден, Найджел Дж. Кросс-культурный менеджмент. Концепция когнитивного менеджмента: Учеб.пособие для студентов, обучающихся по направлению 521500 «Менеджмент» и специальностям 350400 «Связи с общественностью», 350700 «Реклама» / Н.Дж.Ходлен; Пер. с англ. под ред. проф. Б.Л.Ерёмина. — М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2005. — (Серия «Зарубежный учебник») - 99-100

Запись опубликована в рубрике Кросс-культурный менеджмент с метками , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Комментарии запрещены.